СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ ОВЧАРКА ЛУЧШИЕ ДВЕРИ В СУРГУТЕ
Питомник Мейн кунов и Корниш рексов «Liberty Pride»



Дай long Питомник

Главный городской форум любителей животных. Сургут, ХМАО, ЯНАО...

Объявление


ФОРУМ ПРОФЕССИОНАЛОВ И НАСТОЯЩИХ ЛЮБИТЕЛЕЙ ЖИВОТНЫХ


Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



СКАЗКИ ПРО КОШЕК

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Попался интересный материал...

СКАЗКИ ПРО КОШЕК

“Я думаю, что никто мне не возразит, если я скажу, что именно кошки являются одними из любимейших и наиболее распространенных домашних животных. Я совсем не хочу обидеть тех, кто кошек терпеть не может, а обожает только собак, или хомячков, или рыбок. Но такова статистика. Сухие цифры говорят нам о том, что кошки распространены по всему миру. Специалисты Лионского университета (Франция) решили подсчитать, сколько на свете домашних кошек. Оказалось, что всего их на нашей планете 400 миллионов, причем самое большое число их содержится в США. Тем не менее, пальму первенства отдают Австралии, где на каждые 10 жителей приходится 9 кошек. На азиатском континенте первое место за Индонезией, здесь более 30 миллионов пушистых мурлык, а в Европе - за Францией, жители которой имеют на своем попечении 8 миллионов кошек. Вместе с тем есть страны, например, Перу, Габон и некоторые другие, где домашняя кошка почти не встречается. Может быть профессора Лионского университета не заехали в Россию, и не посчитали наших кошек, но, я думаю, что их бы не было так же мало, как в Перу или Габоне".

http://img-fotki.yandex.ru/get/4312/elite-animal.3/0_27fa9_c3439da2_M.jpg

"Домашняя кошка, а мы будем говорить именно о таких кошках, относится к классу млекопитающих, семейству кошачьих. К этому семейству принадлежат как давно вымершие, так и ныне существующие представители. Всего известно 37 видов кошачьих.
Древним и, видимо, главным предком всех пород и разновидностей домашней кошки принято считать дикую североафриканскую буланую или ливийскую кошку. Она еще известна как степная, нубийская, получившая это название от древнего государства Нубия, расположенного на территории нынешнего Судана. В диком состоянии эта кошка сохранилась до наших дней. Распространена по всей Африке и в обширной зоне от Средиземноморья до Китая. Обитает в пустынях с зарослями черного саксаула, в кустарниках возле водоемов, в предгорьях, в горах, иногда - вблизи населенных пунктов. Питается в основном мелкими грызунами и птицей. Довольно крупная с узким, длинным телом и высокими ногами. Масть преимущественно бурая с темными поперечными полосами. Хвост тонкий, заостренный. По внешнему виду похожа на домашнюю кошку, но сильно исхудавшую. Легко приручается (даже взрослая). Полагают, что некоторые разновидности диких азиатских кошек (бенгальская) и европейская лесная также сыграли определенную роль в становлении домашней кошки.
Одомашнивание кошки произошло значительно позже, чем собаки. Истинные причины, заставившие человека приблизить к себе этого зверька, полностью пока объяснить невозможно.
В основном, животные, одомашненные человеком, были нужны ему как источник пищи или в качестве помощника на охоте, то есть приручались, потому что приносили реальную пользу. Что касается кошки, то, как ни парадоксально это звучит, человек, по-видимому, оказался полезен ей, потому она связала с ним свою судьбу. То есть тот факт, что кошка гуляет сама по себе, может иметь место.

Считается, что этот маленький и своеобразный хищник был впервые приручен в Древнем Египте около 5 тыс. лет тому назад. Первое упоминание об этом имеется у греческого историка Геродота, жившего в V веке до н. э.

Из Библии известно, что Древний Египет был аграрной страной, производил много зерна, запасы которого хранились в складах. Естественно, там скапливалось много крыс и мышей, наносивших большой урон хлебным запасам. Египтяне видели, что из всех диких зверей кошки наиболее опасны для грызунов и, возможно, по этой причине открыли перед ними двери своих жилищ.

Впрочем, они использовали кошку не только для ловли крыс и мышей, но дрессировали ее для охоты на пернатую дичь. На рисунке одного из египетских захоронений изображен охотник с кошкой, а также момент ее нападения на птицу. Охотничьи инстинкты этого зверька сохранились и до настоящего времени. Она ими пользуется при ловле мышей, иногда - при охоте на мелкую дичь, кротов и даже - зайцев.

В Древнем Египте кошка почиталась не просто полезным, но и священным животным, "добрым гением жилища", хранительницей домашнего очага и была взята под защиту закона. Из-за загадочности, ночного образа жизни, светящихся во тьме глаз, редкостной плодовитости и женственности это грациозное животное было посвящено богине Луны, плодородия и деторождения Баст, или Бастет, изображавшейся с кошачьей головой. За убийство кошки полагалась смертная казнь, иногда отрезали палец или руку. При естественной смерти кошки в доме объявляли траур, все обитатели обрезали волосы и выщипывали брови, а саму кошку зачастую бальзамировали и с почестями хоронили на особом кладбище. Большое количество мумий кошек найдено в гробницах фараонов.

Из Египта домашняя кошка проникла в другие страны, но для этого потребовались долгие годы. В Европе она стала известна около 2 тыс. лет назад. Первое сообщение о появлении кошек в Европе можно найти у Плутарха в I веке н. э.

В Древнем Риме кошка - этот гордый и свободолюбивый зверек - служила символом свободы и независимости, была непременным атрибутом богини свободы Либертас и изображалась рядом с ней. Во Франции кошки считались колдовскими животными. Особыми чудодейственными свойствами наделялись белые и черные кошки. В средних веках инквизиция объявила кошек орудием дьявола. Их сжигали и топили вместе с "колдунами". Вообще с кошками связано много суеверий, и в большинстве своем они скорее наивны, чем абсурдны.

Да и у нас к кошке всегда относились с уважением и некоторой опаской из-за ее независимого характера и связанных с ней суеверий. Недаром же с кошкой связано столько примет. Все знают, что если кошка ложится поближе к теплу - быть холодам, пол или стенку скребет - к непогоде, умывается - жди гостей, ну а уж если черная кошка дорогу перейдет - неприятностей не миновать. Владимир Даль приводит в своем знаменитом Словаре и такую примету: "Кота убить - семь лет удачи не видать". А пословиц и поговорок об этом чудесном зверьке и вовсе не перечесть. Ведь расселение кошки в нашей стране произошло в глубокой древности примерно в то же время, что и в Европе. Раскопки показывают, что к нам кошка пришла не только с запада, но и с юга. На юге Украины обнаружены останки ее, относящиеся к VII-VIII векам н. э.

Несмотря на многовековую историю взаимоотношений кошки с человеком, изменилась она, в отличие от других животных, мало. По внешнему виду домашняя кошка удивительно похожа на своих древних предков. Можно заметить лишь некоторые изменения в строении уха, более выраженную выпуклость височных костей, укорачивание морды и вариации в окраске.

Она сохранила свой гордый характер и независимый образ жизни. Можно согласиться с мнением многих исследователей о том, что современную домашнюю кошку, за исключением некоторых декоративных пород, нельзя считать в полном смысле домашней, поскольку она почти целиком сохраняет привычки и поведение диких сородичей, лишь приспособив их к условиям жизни в доме.

Кошки очень хорошо ориентируются в незнакомой обстановке, благодаря чему, как правило, всегда без особого труда находят дорогу домой. Но при невозможности возвратиться в прежнее жилище она быстро приспосабливается к новым условиям и даже способна вести дикий образ жизни".

2

"В фольклорных традициях, например, в литовских текстах противник сказочного героя Перекунаса - черт превращается в черного кота, иногда с красными глазами.

   В латышской традиции черт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в черного кота, прячущегося возле человека.

   В кота может превратиться и сказочный герой, победитель чудовища Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки.

   В других восточнославянских сказках в кота превращается само чудовище. Например, в сказке о Воле-Воловиче, где герой встречается с «Котищем, вытаращи глазища», грязящим его съесть.

   В различных поэтических традициях распространены образы ученого кота, чудовищного Кота-баюна, «сидящего на столбе, побивающего весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказки», и кошки как награды герою за службу.

   У североамериканских индейцев существует поверье об особом кошачьем дьяволе.

   У японцев кот рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой, ему приписывались даже черты вампиризма.

   Китайцы же, наоборот, верили в способность котов рассеивать злых духов.

   В европейском средневековом искусстве была распространена сатирическая сцена «Битва мышей и кошек». И в русской народной сказке есть подобный мотив:

О Ваське – Муське

В некотором царстве, некотором государстве, а именно в том, в котором мы живем, жил-был помещик. У помещика был кот, звали его Васька-Муська.
Помещик любил Ваську-Муську, и кот свою кошачью работу выполнял хорошо - в хлебных лабазах ловил крыс и мышей. Когда хозяин прогуливался, Васька-Муська мог нести во рту до фунта весом гостинец из лавки домой, и крепко любил его за это помещик - двадцать лет держал кота Ваську-Муську.
Наконец Васька-Муська стал старый, усы у него выпали, глаза стали худые, сила - совсем мала, не может крыс ловить и мышей давить. Надоел помещику Васька-Муська, схватил тот кота за загривок, выбросил на задворок и пнул ногой.
Побежал Васька-Муська и заплакал, стал думать, как жить до смерти, потом придумал: "Дай-ка я помру у лабаза, пойдут крысы да мыши пить, так меня и увидят".
Взял да и помер Васька-Муська.
Увидали крысы да мыши, обрадовались, что Васька-Муська помер, стали мыши свистать, крысы кричать:
"Помер наш неприятель!"
Сбежались все крысы и мыши к Ваське-Муське и решили, что надо бы схоронить Ваську-Муську, чтобы он не ожил. Было их около десяти тысяч. Притянули они артельно дровни, закатили Ваську-Муську на дровни, а он лежит - не шевелится. Привязали штук семь веревок, стали на лапки, веревки взяли через плечо, а около двухсот мышей и крыс сзади с лопатками да кирками. Все идут радуются, присвистывают. Притянули Ваську-Муську на песочное место, на боровинку на сухую, и начали копать яму всей силой.
А Васька-Муська лежит и маленько смотрит: выкопали яму очень глубокую, метра на три.
Вылезли копари из ямы. Теперь надо Ваську -Муську в яму толкнуть. Взялись - кто за шею, кто за хвост
Как зашевелился тут Васька - мыши прочь. Как вскочил Васька-Муська, да давай их ловить, да в эту яму складывать! Бегают по песку, а скрыться некуда ни мышам, ни крысам. Набил ими Васька полную яму. Досталась ему еще музыка да сотни полторы лопат.
Богато стал жить кот. Лопаты продает, себе рыбы покупает, да в музыку играет, да из ямы мышей добывает
Живет - ни в сказке сказать, ни пером описать лучше, чем у помещика, и сам стал себе хозяин Васька-Муська.
Тем и кончилось".

3

"У русских старообрядцев в начале XVIII века кот выступал как сатирическое изображение Петра I.

   До сих пор во многих странах остается обычай в новый дом запускать первой кошку для того, чтобы счастье и благополучие не оставляли жилище.

   О старинных преданиях, поверьях и суевериях, связанных с кошками, написано очень много. Например, фольклор, бытующий в горах Озарка (США). Если девушка не уверена, стоит ли ей принять предложение руки и сердца, она доверяет решение кошке. Что правда, то правда, кошки прекрасно разбираются в людях. Однако, в соответствии с этой традицией,   разборчивая невеста не просто задает вопрос кошке - она берет три волоска из кошачьего хвоста, завертывает их в бумажку и кладет этот пакетик под порог. На следующее утро она развертывает бумажку и смотрит, что стало с волосками за ночь. Если они приняли форму буквы «Y» (начальная буква слова «yes», то есть «да» по-английски), то предложение принимается, а если волоски сложились в букву «N» («no» - «нет»), то поклонник получает отказ.

   Из Таиланда пришло к нам другое суеверие по поводу кошек. Оно говорит, что для того, чтобы брак был счастливым и плодовитым, новобрачные должны запустить в спальню в первую брачную ночь кота - желательно большого, матерого, с длинными усами.

   Согласно фольклорным источникам, кошки могут также предсказывать приход гостей или незнакомцев. Например, если кошка умывается или приглаживает свои усы вечером, вскоре в дом придет друг. Если кошка протягивает лапы к очагу - к дому приближаются незнакомцы.

   Таинственная, смыленная, ловкая кошка вдохновила людей на множество примет и суеверий за время долгой совместной жизни с ними. Хотя некоторые связанные с кошками суеверия отличаются жестокостью и основаны на страхе и невежестве, другие полны любовью.

   Американская народная мудрость из XIX века учит: «Хотя считается, что черные кошки приносят несчастье, бродячий кот, особенно если он черный, обязательно предвещает удачу. Если черный кот пришел к вашей двери, впустите его и будьте к нему добры».

4

КОШКА В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ

"В сказках кошка очень часто выполняет функцию помощника: она помогает своим друзьям или хозяину избежать каких-либо неприятностей, даже спастись от смерти. Но это не мешает кошке иметь в разных сказках различный характер и облик. Иногда кошка совершает бескорыстные поступки, а иногда старается извлечь свою выгоду. Например, в сказке «Волшебное кольцо» кот Васька так хочет выслужиться перед хозяином и быть им более любимым, чем собака, что обманывает эту собаку и вступает с ней в ссору.

Но что бы ни делала кошка, она все равно старается помочь хозяину. В качестве примера бескорыстной помощи можно привести сказку «Мудрая жена», где человек продает кошку на корабль, отправляющийся в далекую страну, в которой кошки не водятся. Там она помогает «корабельнику», убив угрожающих ему крыс только из преданности, а не руководствуясь корыстными соображениями. Потом новый хозяин – «корабельник» продает кошку за большие деньги. Интересно, что в этой сказке кошка не говорит по-человечески, а является просто животным, в то время как в большинстве других сказок она действует как человек.
Возвращаясь к теме плутовства кошки, можно сказать, что это качество сближает ее с лисой. В сказке «Кот и лиса» кот даже женится на лисе, что делает эту пару сильнее других животных. В данном случае мотив помощи кошки кому-либо отсутствует.
Все действия кошки обдуманны. Она очень хитра и подстраивает все так, как ей удобно. И в этом тоже она сближается с лисой. Но иногда лиса становится врагом кошки. Так, в сказке «Кот, петух и лиса» лиса пытается украсть и съесть петушка, а кот каждый раз спасает его и в конце наказывает лису, «заколотив» ее насмерть.
В сказке «Баба-яга» кот, принадлежащий самой Бабе-яге, помогает героине – девушке, попавшей в беду, – за ее доброту. Несмотря на это, он все же является личным демоном хозяйки, что в славянской культуре не встречается нигде, кроме сказок.
Среди рассмотренных нами сказок не было найдено ни одной, где кошка, в отличие от лисы, являлась бы исключительно отрицательным персонажем, но все же образ кошки двойствен.

В разных сказках кошка часто имеет черты других сказочных персонажей. Мы уже писали о сходстве кошки с лисой. Она также может иметь и черты, приписываемые обычно собаке, – преданность и верность. Кроме того, кошка и собака соотносятся с парой диких животных – медведем и волком. В восточнославянских сказках нечистая сила (черт, кикимора и т.д.) называет медведя «кошкой». Существует сказка, где медведь изгоняет из избы черта, который потом спрашивает: «Жива ли еще большая кошка?». Сходный сюжет встречается в лужицкой быличке. Там водяной, изгнанный медведем с мельницы, спрашивает у мельника, нет ли у него на мельнице «страшной кошки».

5

"Образ кошки в английской и шотландской традиционной культуре.

КОШКА В НАРОДНЫХ ВЕРОВАНИЯХ АНГЛИИ И ШОТЛАНДИИ
Рассмотрим некоторые верования, связанные с кошкой и распространенные на территории Англии и Шотландии.
Во-первых, большую роль играл цвет кошки. Черный окрас означал ее мистические черты, и поэтому встретить такую кошку считалось плохой приметой. Исключение составляла Северная Англия, где черная кошка приносила дому огромное счастье. (Чужая же черная кошка все равно предвещала несчастье.) Считалось, что «кошачьи зрачки – узкие щелки днем и сверкающие желтые шары ночью – подразумевают связь с луной и подчеркивают умение кошки заглядывать в будущее». Верили также, что кошки умеют предсказывать погоду. Если они «носятся и кувыркаются, это значит, что собирается ветер, когда моют уши – собирается дождь, если они усаживаются спиной к очагу, можно ожидать мороза и бури».
В Шотландии верили, что кошка не должна спать около новорожденного ребенка, потому что она может нанести ему вред, высосав его жизнь. Вспомним о славянской традиции, где перед первым укладыванием младенца в колыбель туда клали кошку, чтобы ребенок лучше спал. Это пример различия в традициях, но можно найти и сходство. В Шотландии, как и на Руси, считалось, что если кошка или собака перепрыгнет через покойника, то он станет вампиром. В этом случае кошка должна быть немедленно убита. Такая жестокость по отношению к кошке отражается в шотландском заклинании под названием «Тагарм» (Taghairm). Возможно, это было «одно из самых ужасных из всех записанных магических заклинаний». В ходе обряда нужно было какое-то время поджаривать на вертеле некоторое количество кошек. После этого должен был появиться огромный кот по имени Большие Уши и исполнить любое желание колдовавшего.

КОШКА В АНГЛИЙСКИХ И ШОТЛАНДСКИХ СКАЗКАХ

В английских и шотландских сказках кошка часто выполняет роль помощника. Например, в сказке «Как Джек ходил счастья искать» кот в компании с другими животными помогает герою спастись от разбойников, пугая их своими криками. Иногда кошка помогает случайно, не помышляя об этом. В сказке «Том – мальчик с пальчик» кошка, принимая Тома за мышь, случайно открывает лапой дверцу его клетки и выпускает его на свободу. В другой сказке, «Старушка и поросенок», кошка оказывает помощь вместе с другими.
В английских сказках кошка часто является обычным животным, не совершает никаких человеческих поступков, не говорит по-человечески и т.п. Отметим сказку «Уиттингтон и его кошка». Герой отдает свою кошку на корабль, плывущий в Африку. Там она расправляется с угрожающими людям мышами, и ее продают царю как необыкновенное и полезное существо. Эта сказка похожа на уже упомянутую русскую сказку «Мудрая жена» по сюжету, по поведению кошки.
Но иногда в сказке кошка-животное ведет себя неожиданным образом. Например, в сказке «Кошачий король» хозяева всю жизнь считали своего черного кота самым обычным животным. Но однажды уже состарившийся кот узнает из рассказа хозяина о странных кошачьих похоронах в лесу. Тогда кот вдруг убегает, произнеся фразу: «О небо! Значит, старый Питер преставился и теперь я – кошачий король».
Черный кот – постоянный атрибут колдуна. Такой персонаж, например, появляется в сказке «Питер-простачок». Глупый герой считает черного кота, свернувшегося перед дверью, «хорошей приметой», хотя всем, включая читателя, заведомо известно обратное.

Сравнивая русские и английские сказки о кошке, можно увидеть в них и сходство, и различия. Мы уже говорили о том, что некоторые русские сказки («Мудрая жена») или определенные сюжетные мотивы (черный кот у Бабы-яги или ведьмы) имеют соответствия в английской и шотландской культуре. Однако кошка – личный демон — присутствует в русской культуре только в сказках, в то время как в Англии и Шотландии такой образ очень распространен и за пределами фольклора. В обеих культурах кошка играет роль помощника, но вместе с этим ее образ невероятно разнообразен. В английских и шотландских сказках, так же как и в русских, мы не нашли ни одного случая, когда кошка была бы исключительно отрицательным персонажем. Кошка может принадлежать злым существам (например, ведьме), красть что-либо у хозяев, врать, но она все равно будет помогать человеку или совершать другие положительные поступки. Цвет кошки в сказках может быть любым, но если кошка черная, то она обладает мистическими свойствами.
В обеих традициях кошка свободолюбива. Она может быть предана хозяину, а может и предать его за плохое с ней обращение или отсутствие внимания. Кошка не всегда привязана к дому: она может убежать от хозяев, путешествовать, жить одна в лесу и т.п."

6

ПРЕВРАЩЕНИЕ В КОШКУ

"В английской и шотландской народной традиции очень распространены верования, согласно которым человек может превращаться в животное. (Это поверье распространено практически во всем мире.) Типичные случаи – перевоплощения в зайца, кошку или собаку. Как уже говорилось, превращение в кошку называется элюрантропией. Во времена средневековых процессов над ведьмами животные, казавшиеся подозрительными, тоже преследовались, как и ведьмы. Если повреждение, нанесенное животному, вызывало аналогичное повреждение у какого-либо человека, то его признавали колдуном или ведьмой. По разным версиям превращения могли совершаться благодаря магическим силам колдуна или в результате использования специальных мазей и произнесения заклинаний. В качестве примера можно привести дело Изабель Грирсон, которая в 1607  г. была сожжена в Эдинбурге по обвинению в посещении некоего дома в облике кота. Изабель Гоуди в 1662 г. на судах шотландских ведьм привела ряд заклинаний для превращения в различных животных и, наоборот, для возвращения человеческого облика. Для превращения в кошку существовало такое заклинание: «Именем дьявола да стану я кошкой грустной, печальной и черной такой, покамест я снова не стану собой».

КОШКА КАК ДОМАШНИЙ ДУХ

Для английской и шотландской традиций характерно наличие у кошки функции личного демона. Вообще такой демон является специфическим для этих двух культур и «составляет исключительно английский и шотландский вклад в теорию колдовства». Такие личные демоны, принимавшие облик разных животных, в том числе и кошки, являлись, естественно, представителями нечистой силы и несли в себе злое начало. Как правило, они принадлежали ведьмам и были их соучастниками и помощниками. Большинство носило определенные имена, которые приведены в описаниях процессов над ведьмами . Вместе с кошкой у ведьмы жило еще несколько животных-демонов. Это могли быть собаки, жабы, мыши, ягнята, кроты и т.п. Иногда среди этих животных попадалась и ласка. Ведьмы также держали у себя дома змею, обычно проявлявшую враждебность к кошке. Сама кошка представлялась довольно необычным существом. Свободолюбивая и независимая, она все же оставалась домашним животным. Хитрая, как лиса или ласка, кошка тем не менее могла быть всецело предана хозяйке. Фигура кошки казалась загадочной и мистической. И, естественно, ее цвет имел огромное значение: черный означал воплощение сатаны; ведьмы же предпочитали полосатый окрас или некоторые другие тона. Ведьмы заботились о своих домашних духах, например, давали им пищу. Ею могли служить как мясо и молоко, так и кровь самой ведьмы. Отверстия, через которые духи питались кровью, назывались «ведьминскими знаками». Их присутствие на теле предполагаемой ведьмы являлось безусловным доказательством ее виновности. Приведем несколько примеров домашних духов. В книге «Правдивый и достоверный отчет», описывающей процесс над сент-осайтскими ведьмами, проходивший в 1582 г., упоминается Урсула Кемп – хозяйка нескольких духов, в число которых входили и два мужских духа в образе котов. Один из них, серый, звался Титти, а другой, черный, – Джеком. Эти создания занимались тем, что насылали на соседей болезни. В другой книге, «Discovery of Witches», описываются суды над ведьмами в 1647 г. Там говорится о белом котенке по имени Хольта, принадлежавшем Элизабет Кларк, признанной ведьмой. Среди огромного количества демонов, встречающихся в подобной литературе, появляются коты Рассолт, Лайтфут Сатхан. Причем стоит обратить внимание на то, что все они относятся к мужским духам, что тоже важно для общей характеристики этих существ".

7

* * *
Сделаем некоторые выводы. Образ кошки двойствен. Об этом свидетельствуют как разные фольклорные жанры, так и обряды, описания и просто отношение к кошке. Такая двойственность, по нашему мнению, идет от реального характера животного. Образ кошки в русских легендах специфичен – это кошка-творец и кошка-разрушитель. По сравнению с кошкой-демоном такие образы относятся к значительно более позднему времени. В русских сказках в большинстве случаев кошка помогает человеку. Она может сопоставляться с разными животными (например, с лисой, собакой или даже с медведем) и выполнять их функции. Скорее всего это тоже можно объяснить многоликой природой кошки и разным отношением к ней. Образы кошки в русских и английских сказках похожи, больших различий нет, хотя в английской традиции есть еще две стороны, которые не имеют ярко выраженных соответствий в славянской культуре: это превращения в кошку и фигура личного демона”.

Источник: blogs.privet.ru/community/Skazkoved/47087130